[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ВАЛЬМАН (Wallmann) Маргарете (р. 22.7.1904, Вена), австрийская артистка, балетмейстер, режиссёр. Училась в балетной школе при Венской опере, затем у Е. П. Эдуардовой и О. И. Преображенской, а также в Дрездене у М. Вигман. Дебютировала в Мюнхенской опере. В 1927 открыла в Берлине школу, где преподавала по системе Вигман. В 1928 была приглашена преподавать методику Вигман в США в школу Денишоун. Вернувшись в Европу, организовала труппу, для которой поставила балеты "Орфей-Дионис" на муз. Глюка, "Страшный суд" на муз. Генделя.
В нач. 30-х гг. стиль постановок В. изменился: наряду с выразительными средствами нем. экспрессионистского танца она стала пользоваться элементами классического танца. В 1933-39 поставила ряд оперных спектаклей для Зальцбургского фестиваля ("Орфей и Эвридика" Глюка, "Оберон" Вебера и др.). В 1934-39 возглавляла балетную труппу Венской гос. оперы и школу при ней. Пост.: "Австрийская крестьянская свадьба" на нар. муз. в обр. Зальмхофера (1934), в котором широко использовались элементы австр. фольклора; "Фанни Эльслер" Надора (1934), "Милый Августин" Штайнбрехера (1936). В 1937-1948 работала в театре "Колон" (Буэнос-Айрес), где поставила мн. балетов, в т. ч. на муз. аргент. комп. - "Панамби" Хинастеры, "Река Апуримак" Наполитано, и др. Организовала собств. камерную труппу, для которой пост. балет-ораторию "Жанна д'Арк на костре" Онеггера, "Историю солдата" Стравинского и др. С 1949 работала в "Ла Скала", где поставила балеты "Кувшин" Казеллы (1949), "Легенда об Иосифе" Р. Штрауса (1951) и др. Была режиссёром мн. оперных спектаклей, ставила их также в римской, венской, чикагской операх для Зальбургского фестиваля и др.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета