[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


"ВАЛЬС" ("La Valse"), одноактные балеты на муз. одноим. хореографич. поэмы М. Равеля. 12.1.1929, Труппа И. Л. Рубинштейн, Монте-Карло, балетм. и сцен. Б. Ф. Нижинская, худ. А. Н. Бенуа; гл. партии - Рубинштейн и А. И. Вильтзак. 1931, там же, балетм. М. М. Фокин. 1940, Королевский датский балет, Копенгаген, балетм. Х. Ландер. 1958, парижская Опера, худ. Ж. Д. Майяр; гл. партии К. Мот и А. Калюжный. 17.5.1950, сцен. и балетм. Л. Ф. Мясин (на сюжет "Маскарада" М. Ю. Лермонтова), Балет Елисейских полей, Париж, худ. А. Дерен. 1955, Труппа Ж. Шарра, на фестивале в Сантандере (Испания), балетм. и исполнительница гл. партии - Шарра. 1958, "Ла Скала", балетм. Ф. Аштон, худ. А. Левассёр. 1959, пост. труппой Королевский балет, балетм. тот же; гл. партии - Д. Диксон, К. Бекли, Дж. Даррел и др. 1951, "Нью-Йорк сити балле" (с добавлением музыки из "Вальсов благородных и сентиментальных"), балетм. Дж. Баланчин, худ. Б. Каринская; исполнители - Т. Леклерк, Н. Магальянес, Ф. Монсион и др. 1971, Нидерландский нац. балет, балетм. тот же (показан в СССР труппами "Нью-Йорк сити балле", 1962, и Нидерландский нац. балет, 1971). В СССР: 1956, Рига, балетм. Е. А. Тангиева-Бирзниек. 1960, Ленингр. Малый театр, балетм. Г. И. Давиташвили. 1960, Таллин, балетм. В. П. Бурмейстер.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

ВАЛЬС (франц. valse, нем. Walzer, от walzen - кружиться, вальсировать), парный танец, основанный на кружении, в сочетании с поступательным движением. Произошёл от нем., чеш. и австр. народных танцев (непосредств. предшественником был лендлер). Муз. размер 3/4. Темп различный: от медленного до быстрого. Появился во 2-й пол. 18 в., в нач. 19 в. распространился по всей Европе. Развитие бального В. связано с творчеством комп. И. Ланнера и И. Штрауса. Существуют разл. виды В.: 1) наиболее популярный в три pas (valse a trois temps); 2) в два pas (a deux temps), во Франции его называли русским: 3) миньон; 4) алеман ("вальс втроем"). Как сценич. форма был использован в опере, балете, оперетте. Успех В., его популярность и увлечение им сохраняются и в 20 в. Бессмертные вальсы создали Ф. Шуберт, К. М. Вебер, Ф. Шопен, М. И. Глинка, П. И. Чайковский. А. К. Глазунов и др.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета