[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ВАСИЛЬЕВ Бакалин Николаевич (р. 3.11.1937, Улан-Удэ), советский артист и педагог. Нар. арт. Бурят. АССР (1979). С 1956, по окончании Ленингр. хореографич. училища (педагоги В. И. Шелков, А. Л. Кумысников, Ю. О. Громов, М. Б. Страхова), в Бурятском театре. Партии: Чёрный вихрь ("Красавица Ангара" Книппера и Ямпилова), Ротбарт, Нурали и Гирей; Эспада ("Дон Кихот"), Тореро ("Кармен-сюита"), Хулиган ("Барышня и хулиган"), Герт и Мако ("Тропою грома"), Визирь ("Легенда о любви"), Ганс ("Жизель"), Северьян ("Каменный цветок"), Федерико ("Испанские миниатюры" на исп. нар. музыку), Хара-Зуган ("Сын земли" Батуева) и др. С 1960 преподаёт в Бурят. хореографич. училище (среди учеников - Ю. Ф. Муруев, А. Н. Павленко, В. А. Ганженко). Ведёт концертную деятельность, участвовал в гастролях за рубежом.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

ВАСИЛЬЕВ Виталий Анатольевич (р. 28.12.1939, Ташкент), советский артист. Нар. арт. Узб. ССР (1975). В 1958 окончил Ташкентское хореографич. училище (педагоги Л. А. Засс и Е. П. Новиков). Работал в Театре им. Чернышевского (Саратов, 1958-60), Театре им. Абая (1960-64). С 1964 солист Театра им. Навои. Партии: Зигфрид, Альберт, Вацлав, Базиль; Кавалер Рипафратта ("Мирандолина" Василенко), Спартак; Хозе ("Кармен-сюита" Бизе - Щедрина), Хулиган ("Барышня и хулиган" Шостаковича), Дон Жуан ("Дон Жуан" Фейгина), Сухайль ("Сухайль и Мехри" Левиева), Мирза Иззат, Тимур Малик ("Амулет любви", "Любовь и меч" Ашрафи), Буньяд ("Семург" Бровцына), Уста ("Тановар" Козловского) и др. Гос. пр. Узб. ССР им. Хамзы (1970).

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

ВАСИЛЬЕВ Владимир Викторович (р. 18.4.1940, Москва), советский артист и балетмейстер. Нар. арт. СССР (1973). С 1958, по окончании Моск. хореографич. училища (педагог М. М. Габович), в Большом театре. Первые роли - поэтич. образ Данилы ("Каменный цветок", 1959, дебют В., балетм. Ю. Н. Григорович) и проникнутый стихией юмора, озорства, почти скоморошьей игры образ Иванушки ("Конёк-Горбунок" Щедрина, 1960, балетм. А. И. Радунский). Обладая редким даром пластич. преображения и перевоплощения, В. подчиняет танец стилю образа (отсюда необычайно широкий диапазон его творчества). Носитель лучших реалистич. традиций рус. балета, В. постиг и все сложности, тонкости совр. хореографич. мысли. После "русских" ролей В. станцевал одержимого любовью Меджнуна ("Лейли и Меджнун", балетм. К. Я. Голейзовский, 1964) и на сцене возникал восточный принц из легенды. В партии Петрушки (в балете "Петрушка" Стравинского, 1964, балетм. К. Ф. Боярский, по М. М. Фокину) артист сочетал подчёркнутую "кукольность", гротесковую механичность движений с живой человечностью, внутренним трагизмом. Новое рождение дал он партии Базиля, поразив в ней дерзким сочетанием труднейших движений, виртуозных комбинаций. Большая удача В. - партия Щелкунчика (1966, балетм. Ю. Н. Григорович). Вначале механичные, резкие и отрывистые движения Щелкунчика-В. делаются затем одухотворёнными, широкими, мужественными и певучими, чистота танц. рисунка передаёт чистоту души героя, благородство, сердечность, смелость. По-новому решил В. партию Ромео, показав духовный рост юноши от весёлых проказ в начале спектакля до трагич. прозрений в финале. В партии Дезире В. ищет поэтически-действенное начало романтич. образа. Своё прочтение классич. партии нашёл он в роли Альберта. Выдающаяся работа артиста - партия Спартака (1968, Ленинская пр. 1970, балетм. Григорович). Танец Спартака-В. кажется пластич. символом героических, светлых порывов и стремлений. В его поистине невероятных прыжках, взлётах, вращениях выражена могучая сила добра, любви, вечного стремления человека к свободе. Среди его работ - Иван Грозный ("Иван Грозный", пост. Григоровича), Петрушка (пост. М. Бежара), Сергей ("Ангара" Эшпая, Гос. пр. СССР, 1977).
Пост. балет "Икар" (1971, на сцене Кремлёвского Дворца съездов, новая ред. 1976, там же), "Эти чарующие звуки" на муз. Торелли, Корелли, Рамо и Моцарта (1978), "Макбет" Молчанова (1980, исполнил загл. партию). 1-е пр. междунар. конкурсов артистов балета в Вене (1959) и Варне (1964), пр. В. Ф. Нижинского (Париж, 1964), пр. Ленинского комсомола (1968).

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета