[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ВЕРДИ (Verdi) Джузеппе Фортунино Франческо (10.10.1813, Ронколе, пров. Парма, - 27.1.1901, Милан), итальянский композитор. Учился у Ф. Провези, В. Лавиньи. Один из крупнейших оперных композиторов 19 в., В. часто включал в партитуры опер развёрнутые балетные дивертисменты (в некоторых случаях специально писал их для новых "парижских" редакций). Среди таких опер: "Иерусалим" (1847), "Сицилийская вечерня" (1855, балетм. Л. Петипа), "Трубадур" (1857), "Макбет" (1865), "Дон Карлос" (1867, балетм. Петипа), "Аида" (1871), "Отелло" (1894). Необычайная популярность сочинений В., их демократич. направленность, яркая мелодичность побуждали уже современников использовать музыку композитора для балетных постановок (напр., "Рита Готье" на муз. "Травиаты", 1857, балетм. Ф. Терманини, Турин). Среди пост. на муз. В.: "Месть" (на муз. "Трубадура", 1951, Балет Елисейских полей) и "Камилла" (на муз. "Травиаты", 1957, Чикаго) - оба балетм. Р. Пейдж; "Жизнь и смерть Лолы Монтес" ("Балле уоркшоп", Лондон, балетм. Дж. Картер), "Дама и шут" (на муз. разл. произв. в аранжировке Маккераса, "Сэдлерс-Уэллс балле", Лондон, балетм. Дж. Кранко), оба - 1954; "Витторио" (1955, "Метрополитен-опера", Нью-Йорк, балетм. З. Солов), "Дама с камелиями" (на муз. "Травиаты", 1947, балетм. А. Долин; 1951, балетм. А. Тюдор; 1977, балетм. П. Лакот), "Виолетта" (на ту же музыку, 1959, Монако, балетм. М. Бежар), "Времена года" (на музыку одноимённого дивертисмента из оперы "Сицилийская вечерня", 1970, "Цинциннати балле", балетм. В. Верди; 1975, с добавлением муз. дивертисмента из оперы "Ломбардцы", Королевский балет, Лондон, балетм. К. Макмиллан; 1973, под назв. "Вечерня", "Нью Лондон балле", балетм. А. Проковски), "Подвижность" ("Mouvances", на муз. струнного квартета, 1976, парижская Опера, балетм. Р. Пти), "Гелиогабал" (на муз. В., Пуччини и др., 1976, Балет XX века, балетм. Бежар), "В., как..." (спектакль в честь В. на муз. его разл. соч., 1977, Балет XX века, Верона, балетм. тот же), "Бал королевы" (на муз. из оперы "Дон Карлос", 1978, "Нью-Йорк сити балле", балетм. Дж. Баланчин) и др.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

ВЕРДИ (Verdy) Виолет [наст. имя и фам. - Нелли Гийерм (Guillerm)] (р. 1.12.1933, Пон-л'Аббе, Франция), французская артистка. Училась в Париже у мадам Рузан, затем у В. Гзовского. В 1945-49 в труппе Балет Елисейских полей. В 1951-57 выступала в труппах: "Балле де Пари" (первая исполнительница партии Невесты в пост. балетм. Р. Пти "Волк" Дютийё, 1953), "Лондон фестивал балле", "Американ балле тиэтр" (лучшая партия - Фрёкен Юлия в пост. балетм. Б. Кульберг "Фрёкен Юлия"), "Балле Рамбер", "Ла Скала" и др. В 1958-77 в труппе "Нью-Йорк сити балле", где первая исполнила ведущие партии в балетах Дж. Баланчина: "Эпизоды" на муз. А. Веберна (1959), "Изображение на ковре" на муз. Генделя (1960), "Песни любви" на муз. Брамса (1961), "Электроникс" на муз. Гасмана и Сала (1961), "Сон в летнюю ночь" (1962); "Драгоценности" на муз. Форе (1967), "Глинкиана" (1967), "Ручей" Делиба (pas de deux, 1968), а также в балетах Дж. Роббинса на муз. Шопена "Танцы на вечеринке" (1969) и "В ночи" (1970). Выступала в классич. репертуаре в разл. труппах. В. - танцовщица большого сценич. обаяния, тонкой музыкальности, благородной манеры танца; ей доступны лирика и юмор. В 1977-80 - худ. рук. парижской Оперы. В 1962 и 1972 гастролировала в СССР с труппой "Нью-Йорк сити балле".

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета