[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ВЕСТРИС (Vestris) Гаэтано Аполлино Бальтазаре (18.4.1728, Флоренция, - 27.9.1808, Париж), французский артист, балетмейстер и педагог. Итальянец по происхождению. Учился в Неаполе, затем в Париже у Л. Дюпре. С 1748 (с перерывами) ведущий танцовщик Королевской академии музыки, с 1761 помощник балетмейстера, в 1770-76 балетмейстер. Исполнительское искусство В. представляет высший уровень танца и пантомимного мастерства эпохи балетного классицизма. Отточенность движений, величавая пластика позировок принесли В. прозвище "бог танца". Сохраняя маску и традиц. костюм в операх и дивертисментах, он обходился без них в партиях героев действенных балетов, созданных Новером, - "Медея и Язон", "Ринальдо и Армида", "Смерть Геркулеса" и др. Прекратил исполнительскую деятельность в 1782. Как балетмейстер В. не был оригинален (пост. "Эндимион", 1773) и следовал реформе Новера, повторяя его постановки под собственным именем.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

ВЕСТРИС (Vestris) Огюст (наст. имя - Мари Жан Огюстен) (27.З.1760, Париж, - 5.12.1842, там же), французский артист. Побочный сын и ученик Г. Вестриса и танцовщицы М. Аллар (имел прозвище Вестр'Аллар). Дебютировал на сцене Королевской академии музыки в пасторали Дефонтена - Лавалле "Пятидесятилетие" (комп. Ж. Б. Лаборд, 1772). Известность получил в 13 лет, исполнив партию Амура, созданную для него отцом в балете "Эндимион" (1773). С успехом участвовал в балетных сценах в операх Госсека - "Сабин" (1773), "Филемон и Бавкида" (1775); Гретри - "Цефал и Прокрис" (1773). В 16 лет получил звание солиста, в 18 - первого танцовщика. Выступал в поставленных Ж. Ж. Новером балетах, пасторалях, балетных Номерах в операх: "Безделушки" (1778), "Альцеста" и "Нарцисс и Эхо" Глюка, "Капризы Галатеи" Гранье (балетм. Новер и Г. Вестрис). В 1780-81 гастролировал с отцом в Лондоне, где с их участием шли балеты "Нинетта при дворе" Дуни (балетм. М. Гардель) и "Медея и Язон" (балетм. Новер). В 1781-88 танцевал в Королев. академии музыки, главным образом в балетах П. и М. Гарделей (напр., "Первый мореплаватель" Гретри, балетм. М. Гардель). В этот период он стал, по определению Новера, "самым удивительным танцовщиком Европы", унаследовав от отца титул "бога танца". В 1788-93 гастролировал с Новером в Королевском театре в Лондоне. В 1794-1816 - ведущий танцовщик Академии музыки, исполнитель гл. партий различного характера в балетах П. Гарделя - "Танцемания" (1800) и "Дафнис и Пандроза" (1803) Мегюля, "Блудный сын" Бретона (1812); Л. Ж. Милона - "Лука и Лоретта" Лефебра (1803) и др. Несмотря на недостатки сложения, В. в течение 10 лет выдерживал соперничество с претендентом на его партии Л. Дюпором благодаря виртуозной технике (особенно отличался исполнением пируэтов, всех видов заносок, двойных кабриолей и др.) и темпераменту. В. был прекрасным педагогом для танцовщиков, уже получивших подготовку. В его классе, в парижской Опере, занимались М. Тальони, К. Гризи, Ф. Эльслер и др. балерины. Среди учеников В. - Ш. Дидло, Ж. Перро и Авг. Бурнонвиль.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета