[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ВИГАНО (Vigano) Сальваторе (25.3.1769, Неаполь, - 10.8.1821, Милан), итальянский артист, балетмейстер и педагог. Воспитывался в семье танцовщиков, ученик комп. Л. Боккерини, автор музыки ряда своих балетов. В 1776 дебютировал в Риме. В 1788, выступая в Мадриде, познакомился с Ж. Добервалем, с которым затем работал в Бордо и Лондоне. От Доберваля воспринял принципы пантомимной драмы 18 в. и взял их за отправную точку для создания романтич. балетной драмы. В 1791 В. пост. в театре "Сан-Самуэле" (Венеция) первый балет "Рауль, синьор де Креки" на сюжет и муз. одноим. оперы Н. Далейрака (в гл. партиях В. и его жена М. Медина). Гастролировал в Вене, Праге, Дрездене, Берлине и Гамбурге. В 1799-1803 был балетмейстером Венского придворного театра, пост. балет Л. Бетховена "Творения Прометея, или Власть музыки и танца" (1801). Впоследствии В. сотрудничал с второстепенными композиторами, но часто ставил балеты на сборную музыку из произв. Бетховена, Россини, Спонтини, Моцарта и Гайдна; влияние двух последних ощущалось в его собств. музыке. В 1809 пост. в Венеции историко-героич. мимодраму "Стрельцы", положив начало ряду итал. балетов на рус. темы. С этого времени спектакли В. постоянно оформлял худ. А. Санкуирико, романтич. живопись которого имела большое значение для общей постановочной концепции балетмейстера. Стремясь к содержательности балета, В. сохранял виртуозный танец как иллюстративный компонент действия (танец нар., бальный и др.). Пантомима же была строго ритмована и управлялась музыкой. В. утверждал, что в пантомиме его балетов "не ходят, а танцуют". С 1812 В. - балетмейстер миланского театра "Ла Скала". В этот гл. период творчества В. проявил себя как создатель героич. зрелищ, в которых важное место занимала тираноборч. тема (расширенный до эпич. поэмы балет "Прометей", 1813). В хореотрагедиях "Мирра, или Месть Венеры" (1817), "Отелло, или Венецианский мавр" и "Весталка" (1818), "Химена" (1820), "Дидона" и "Жанна д'Арк" (1821) В., часто пользуясь материалом высокой драматургии (В. Альфьери, П. Корнель, У. Шекспир, Ф. Шиллер), создавал страстные и твёрдые женские характеры. Его балет "Титаны" (1819) - о человеческих бедах, возникающих из-за обладания золотом, - предвосхищал идею тетралогии Вагнера. Балеты В. стоят в ряду произв. крупнейших мастеров Рисорджименто - эпохи борьбы за воссоединение Италии. Горячим поклонником творчества В. был Стендаль.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета