[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ЙОСС (Jooss) Курт (р. 12.1.1901, Вассеральфинген - 29.5.1979, Хейльбронн), немецкий артист, балетмейстер и педагог (ФРГ). В 1919-21 учился в Высшей муз. школе в Штутгарте, затем работал с балетм. Р. Лабаном в театрах Мангейма и Гамбурга. В 1924- 25 балетм. гос. театра в Мюнстере. Здесь совм. с балериной А. Симола, композитором Ф. Коэном, артистом и балетм. З. Ледером и художником Х. Хекрогом организовал труппу "Нойе танцбюне", ставил балетные номера в экспрессионистской манере: "Персидская сказка" Веллеса (1924), "Демон" Хиндемита (1925) и др. Изучал классический танец в Вене и Париже. В 1927 руководил отделением танца "Фолькванг-шуле" в Эссене, преобразованной в 1928 в "Фолькванг танцтеатер". В 1930-33 работал как балетмейстер в Эссенском муниципальном театре. Пост.: "Демон" Хиндемита, "Король Дроздобород" на муз. Моцарта (1929), "Комната No 13" Коэна, "Павана" на муз. Равеля (оба - 1929), "Петрушка"; "Бал" Риети, "Половецкие пляски" (все - 1930), "Коппелия", "Блудный сын" (оба - 1931), "Пульчинелла". (1932).
Творчество Й. было направлено на создание танц. драмы нового типа. Одним из первых он осознал необходимость синтеза танца модерн с техникой классического танца и небалетной пантомимы. Его теоретич. воззрения получили детальную разработку в системе "эукинетика". Новаторство Й. проявилось и в обращении к совершенно новым для балетного театра темам. Его "Зелёный стол" на муз. Ф. Коэна - первый балет с ярко выраженной политич. и антимилитаристской направленностью получил 1-ю пр. на Междунар. конкурсе хореографов в Париже (1932) и до сих пор сохраняется в репертуаре нем. и др. театров. В 1933 Й. эмигрировал вместе со своей труппой, получившей назв. "Балле Йосс", в Англию и обосновался в Дарлингтоне, где открыл собств. школу. С труппой гастролировал в Америке и Зап. Европе. Успехом пользовались балеты: "Семь героев" на муз. Перселла - Коэна, "Блудный сын" Коэна (оба - 1933), "Сегодня вечером Иоганн Штраус" (1935); "Компания на постоялом дворе" на муз. Бетховена - Кука (1943), "Пандора" Герхарда (1974) и др. В 1947 труппа Й. распалась, он работал в Чили, в 1949-68 вновь руководил отделением танца в школе "Фолькванг-шуле" и труппой "Фолькванг-балет". Ставил балеты в Дюссельдорфе, Стокгольме, для фестивалей в Шветцингене и Зальцбурге. Творчество Й., крупнейшего представителя экспрессионизма в танце, оказало большое влияние на развитие хореографического искусства многих стран.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета